Главная / Статьи / Еще один вечный ресурс

Еще один вечный ресурс

Вечная тема для человечества – переработка бытовых отходов – была актуальна во все времена, не менее злободневна она и теперь.

Знаете, чем походят друг на друга все наши города? Причем, и большие, и малые. Наличием свалок на въезде и выезде, их видом, их состоянием. В ландшафтах современной России свалка занимает заметное место!

А ведь жить без них очень даже можно. Мы всегда говорим, что идеология нашей Компании призвана сделать так, чтобы рано или поздно не было свалок вообще. Чтобы перерабатывать практически все! Речь о комплексной переработке 95%, как минимум. Такая у нас изначальная идея.

Долго и подробно изучая этот вопрос, пришли к удивительным выводам. Оказывается, вполне возможно переработать любую свалку целиком. То есть, и старую, давно законсервированную, в том числе. Необходима точная и грамотная сортировка. Вот ключевое слово. А какая? Какая нужна сортировка?

Недавно «Урал-Сот» начал создавать совершенно новую сортировочную линию. Итак, что же это за линия? Начнем с того, что у нас – северный край. Как бы мы не надеялись на будущее потепление климата, пока у нас полгода – серьезная, а часто и суровая зима. Никуда не деться. Значит, сортировка должна происходить в утепленном ангаре!

Мы можем, конечно, закупить дорогую, к примеру, шведскую линию. Но я всегда считал, что великое произведение можно написать простым карандашом, не обязательно для этого приобретать элитную авторучку с золотым пером. Это сравнение мне нравится. Потому что, если по транспортерной ленте стоимостью в тысячу долларов или евро, идет мусор, согласитесь, это расточительно. Для мусора нет разницы, какая транспортерная лента, ему вполне сгодится и недорогая. Важно, что именно мы сделаем со всем тем, что идет по ленте. Тут же сформулировалась оптимальная и точная схема, которая прекрасно подойдет для всех городов, как маленьких, так и больших.  

Идея новой линии совсем свежая, но она уже воплощается. Довольно простая схема. Приемная часть транспортера находится вне ангара. Экономичный арочный ангар. На старте сепаратор. Он обязателен, надо же отсортировывать мелочь на входе. Далее идет транспортер, на котором и происходит сортировка. Здесь – мы получаем органику, здесь – так называемые «хвосты». Пока все традиционно. Но мы же говорим про универсальность всей этой системы, надо бы ее как-то «положить красиво». Вот вам ангар, вид сверху. А мы к этому ангару приставляем пространство для органики, то есть, биогумус здесь, слева. А вот сюда, с другой стороны, ставим оборудование, которое будет перерабатывать кондиционную и некондиционную «вторичку» справа. Вот такая буква «Т» получается. Она универсальна.

В каждый городок можно ее поставить. Самое интересное, что эта установка очень актуальна. Надеюсь, этот комплекс будет поставляться по всей России. Именно с ангарами, со всем набором технологий, с оборудованием и монтажом. Такой комплекс годится как для небольшого города, так и для мегаполиса. Эффективность будет одна и та же. Только размеры могут быть разными, вот и все. Мы о нем еще подробнее расскажем на нашем сайте, скоро воплотим в реальности и даже снимем видео затем, чтоб весь процесс представить наглядно. 

У новой системы, у нашей буквы «Т», имени собственного пока нет, мы его пока не придумали. Ведь рождалась идея много лет, а родилась буквально лишь три дня назад. Скорей всего назовем «Урал-Сотом» каким-нибудь очередным, седьмым, к примеру. Имя, как и некоторые технологические нюансы, еще разрабатывается.

А как работает система общепринятая, так сказать традиционная? Как оно обычно происходит? На сегодняшний день, за исключением тех редких мест, где есть сортировочные заводы, все происходит примерно так: машины подъезжают на контейнерные площадки, грузят контейнеры, перевозят на свалку, а на свалке идет захоронение ТБО (твердых бытовых отходов). Просто захоронение. Вот и вся система.

Мы же предлагаем идею системных перемен. Хотя пока работаем в привычной всем, давно сложившейся системе, но при этом формулируем новую идеологию. Плюс к тому, разрабатываем и отрабатываем новую технологию, придумывая оборудование, которое необходимо для осуществления этой технологии. И процесс сегодня (я с удовольствием об этом говорю) практически закончился. Он сформулирован полностью.

Уверен, наших идей потребовала жизнь! Сейчас нам все понятно. Мы сегодня говорим о комплексной переработке прямо от контейнерной площадки. То есть, эту площадку нужно заменить минисортировочными комплексами. Это еще не все новшества. Контейнерную площадку можно замещать сортировочными машинами, которые у нас сегодня есть в картинках и, конечно же, будут в реальности. Далее вопрос перегрузочной площадки, когда все отсортировалось и доставляется на перегрузку. И этот наш новый, Т-образный, «Урал-Сот» может быть применен, как перегрузочная площадка. Прямо там потоки сырья будут перегружаться, и прямо там же перерабатываться.

Можно, конечно, создать специализированный центр перегрузки и сортировки, который будет собирать все сырье с разных площадок. Этакий «Банк сырья» или «Сырьевой банк». Но это актуально, когда разговор идет о мегаполисах. В маленьких городах – одно, в больших – немного другое; но идея и там, и там, – та же самая!

В тренде отрасли сегодня находится переработка! Обязательная переработка, не захоронение. Мы настаиваем на изменении акцентов сложившейся практики в сторону именно переработки. Чем же плохо, когда вторичное сырье перерабатывается в нечто полезное, в товары народного потребления, и в конечном итоге на полигон ничего не вывозится?  

То есть, в идеале туда будет попадать около 5-7% того, что не переработано. Например, синтетическая одежда (та еще проблема). На нее тоже надо внимательно посмотреть, может быть, найти какие-нибудь оригинальные ходы. Надо будет подумать, что с этим добром делать. Но пока мы оперируем более крупными формами.

Итак. Для маленьких городов – или Т-образный сортировочный комплекс «Уралсот-7», или некий межмуниципальный центр переработки. Это когда несколько муниципалитетов, организуясь, создадут перерабатывающее производство.

Сегодня можно смело говорить о сырьевом банке областном, муниципальном, районном и т.п. Здесь и понадобится поддержка переработки вторичного сырья со стороны властей. Естественно, понадобится выстроить схему стимулирования сбора этого сырья. Все это преследует только одну цель – уменьшение объемов складирования. Вот наша главная задача!

По задачам все ясно, а вот по способам их решения существует множество вопросов. И первый из них, обрадуются ли властные структуры переменам в такой привычной для них системе? Предлагаемые нами системные изменения очень радикальны! Это – практически пересмотр всей системы обращения с бытовыми отходами. Сегодня мнение большинства такое: у нас все отработано, у нас есть планы, есть программы, и не суйтесь вы к нам со своими бредовыми идеями. Потому что вы можете рассказывать сколько угодно сказок про 95%, но мы привычно оглядываемся на Запад. А там 40-60% переработки максимум, остальное чаще уничтожается.

Вот, если бы я отработал эту технологию на Западе и привез сюда, все бы сказали: «да, конечно, это серьезное дело». У нас так было, и будет всегда, – нет пророка в своем отечестве.

Себя пророком не считаю! Я просто полагаю, что найден какой-то альтернативный, инновационный путь развития в этой области. Моя уверенность основана не на пустом месте, я уже строю эту технологию у себя на полигоне, чтобы наглядно показать, что переработка 95% ТБО – абсолютно реальная вещь!

Это первый блок вопросов, но существует и второй. И самый главный вопрос в этом блоке: что делать со старыми свалками, которые сегодня имеются? С отходами, которые складированы. Как с ними обойтись?

Говорят, необходимо рекультивировать свалки. Пока только говорят. Свалки, как правило, у нас в России бросают. В лучшем случае засыпают землей, в еще лучшем случае (крайне редко) засаживают деревьями. Но, самое главное, о них забывают. Я настаиваю на переработке этих старых свалок. И тут же предлагаю готовое оборудование – «Урал-Сот-4». И, при этом мы говорим, что старая свалка содержит много древесных материалов. Плюс, давно назревшая необходимость дополнительного оборудования, как для вновь приходящего (для переработки крупногабарита, спила, веток, деревьев), так и для давным-давно захороненного подобного сырья.

Удивительная вещь! Семь лет назад мне пришлось закопать на полигоне кучу бревен, и тут понадобилась эта поляна, то есть пространство под новую технологию. Начали поляну расчищать. Выкопали бревна, а они, оказывается, совсем не сгнили. То есть, когда влажность недостаточна, не соответствует необходимым условиям (это около 60%), естественного разложения не будет, когда ее нет, сырье консервируется, не гниет. Многие спорят по этому вопросу, но есть реальный факт из практики. Там были не только бревна, но и другие пиломатериалы, словно вчера доставленные. Консервируются они! Такая вот интересная «вторая тема».

Тоже абсолютно самостоятельная идея – переработка старых свалок. Если мы и этот вопрос поднимем, и будем над ним работать, то скоро приблизимся к оптимальному решению наших основных задач – комплексной и эффективной переработки не только ТБО, но и промышленных отходов. Кроме того, ликвидируем свалки, высвободив полезные пространства.

К вопросу об этих пространствах. Разрастаются ли на наших территориях свалки?  И кто на эту тему кричит «караул»? Проблемы, так сказать «захламленности российских пространств», в общем-то, нет.

Вот небольшим городам нашей области, Алапаевску или Первоуральску, ничего подобного кричать и в голову не придет. Зачем им кричать-то? Сыплют и сыплют. Пространств рядом много. Кричат мегаполисы! У них проблема существует. Москве, Питеру, Екатеринбургу и другим «миллионникам» приходится вывозить ТБО далеко. Там-то и нужны наши комплексные решения, минисортировочные установки и т.п. То есть, сортировать надо прямо на месте, уменьшая транспортные затраты. А эти затраты сейчас очень крупные, и в сложившейся системе будут только расти.

К примеру, в Московской области существует практика заваливать отработанные карьеры. Возможный вариант. Но карьеров не так много. И тут же возникает масса не санкционированных свалок. В других больших городах та же самая проблема. Возможно, калибром поменьше, но она есть во всех мегаполисах.

У нас, например, есть проблема Широкой речки. Сумасшедшая по масштабам свалка, которую обступили со всех сторон новые городские кварталы. Город подошел к ней вплотную. Жилые дома уже близко соседствуют с ней. Пора уже что-то с ней делать. 

Проблема эта появилась с появлением в нашей жизни полимерных материалов. Конечно, ей уже не десять и не двадцать лет. Старт – где-то в районе восьмидесятых-девяностых, когда мы перестали использовать в качестве упаковки бумагу, утилизируемую на полигоне в течение месяца-двух. То есть, растворилась бумага в природе и все, нет ее! А теперь – бросаем ПЭТ-упаковку, и не факт, что она растворится через две-три сотни лет. При том объемы этой упаковки растут в геометрической прогрессии.

Только без паники. Человечество пока не рискует захлебнуться в собственном мусоре. Его наличие для нас, скорее благо, нежели проблема. Ведь всякая упаковка есть вторичный ресурс. Мы, получается,  накопили уже много ресурсов, которыми пока не особенно пользуемся. Нужно только отладить систему не уничтожения, а переработки! Давайте дадим упаковке вторую жизнь. Да не только вторую, даже третью и пятую.

Давайте будем делать из полимеров тротуарную плитку, черепицу, колодцы, люки, шпалы, бордюры, накладки на рельсы, да много еще чего можно сделать. Общество должно привыкнуть к переработке. Вообще, понятий «захоронение» и «уничтожение» не должно быть в обиходе! Не надо бороться с отходами. Не надо с мусором бороться!

Наша технология убедительно доказывает, что практически весь мусор – это полезное, очень нам необходимое вторсырье! Это шикарный, дополнительный ресурс, как новый, так и законсервированный на старых свалках. Ресурс, не менее важный, чем нефть и газ. Еще один вечный ресурс.  

Во многих странах мира принято сжигать, уничтожать отходы. Хоть это и крепко вредит экологии, но в Европе, к примеру, это в порядке вещей. Это даже считается прогрессивным решением. Им просто так удобней, просто у них мало пространства для складирования или захоронения.

Я категорически против сжигания мусора! Да, в мире это практикуется широко. Многие развитые государства даже стимулируют этот процесс. Я сторонник переработки бытовых отходов с пониманием того, что все они – есть вторичный ресурс. Сжигать полимеры трудоемко и дорого, подобные технологии всегда убыточны. В конце концов, это, как говорили в девятнадцатом веке, то же самое, что топить печку ассигнациями. Полимеры нужно перерабатывать.

В мире есть государства, где с этим вопросом все в порядке. В Германии, к примеру. Дело там – в ментальности. Главный ключик там к решению проблемы – цена, которую платит население. Если ты раздельно сортируешь, ты платишь одну сумму, а если нераздельно – совершенно другую. 

Нашей культуре германский опыт непривычен. Мы по-прежнему неряшливы в области, если так можно выразиться, бытовой дисциплины. У японцев в этом смысле тоже все хорошо. Взять, и просто перенести их опыт на нашу почву, наверное, не получится. Цена утилизации очень важна. Когда ты платишь чуть не вдвое больше за не отсортированный мусор, наверное, задумаешься, и станешь сортировать. А у нас цена невелика. И даже, если ее поднять в разы, ситуация кардинально не поменяется.

В этой статье уже прозвучало множество точных и лаконичных формулировок, выражающих предлагаемую идею. Но давайте,  как говорится «под финал», еще раз определим базовую идеологию наших инноваций.

Наряду с нефтью и газом Россия располагает еще одним колоссальным ресурсом! Это – мусор! У нас скопился грандиозный запас вторичного сырья. Пора бы обратить на него внимание. Пора его использовать. Мне кажется, что нет проблемы с бытовыми отходами, есть нежелание решить этот вопрос. Сегодня удивительный уровень развития технологий, а мы не знаем, что поделать с мусором. «Урал-Сот» предлагает тот самый инструмент, методологию переработки. Оказалось, что переработать можно до 95%. Это реально.

Тут важен комплексный подход, синтезирующий сортировку и переработку, с использованием всей морфологической составляющей бытовых отходов. А в результате – превращение исходного ресурса в товар. Органика – в товар, кондиционная вторичка – в товар, некондиционная вторичка – в товар. Вот и вся идеология. Которая, кстати говоря, уже работает на некоторых наших предприятиях!       

Мы сегодня говорим о том, что можно, конечно же, и золотые транспортеры поставить, и, по сути, убыточные технологии из-за рубежа привезти. Но можно и отладить новую систему, созвучную нашей ментальности, нашим реалиям. По-настоящему нашу.  

Свободных площадей в России еще много, можно, наверное, спокойно отложить эти решения еще на пятьдесят, а то и на сто лет. Но это нельзя делать бесконечно, стоит подумать и о будущих поколениях.

Нужно уже сегодня начинать разработку инновационных, в истинном смысле этого популярного слова, методик и технологий. Этим-то мы и занимаемся. Создаем не только технологические приемы, отрабатывая их на практике, но и базовую идеологию, которая уже находит воплощение!

 

 Владимир Киселенко,

 генеральный директор

 ООО «Урал-Сот»